Борьба с Диким Западом: чем закончится противостояние SEC и крипторынка

Криптовалютный сектор децентрализованных финансов, где нет регуляторов и центробанков, последние почти два года рос потрясающими воображение темпами, но теперь ему предстоит выдержать натиск Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Чем закончится это противостояние?
Последние почти два года рынок децентрализованных финансов, где люди могли одалживать и занимать деньги, а также зарабатывать без банков, брокеров и контроля центробанков, рос на глазах: с 1 января 2020 года, по данным DeFi Llama, криптоинвесторы увеличили вложения в этот сектор в 274 раза — примерно с $600 млн до $165,45 млрд.
Но в апреле у американского регулятора, Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), появился новый руководитель — Гэри Генслер, финансовый «ястреб», который на прежнем посту главы Комиссии по торговле товарными фьючерсами запомнился ужесточением и расширением регулирования торговли деривативами, напоминает Bloomberg.
Назначение инвесторы с Уолл-стрит и из Кремниевой долины встретили с тревогой, пытаясь отгадать, какой будет его политика по отношению к криптовалютному рынку. И не зря: спустя три месяца Генслер сравнил ситуацию на крипторынке с Диким Западом, пообещав, что усилит надзор и не будет соблюдать нейтралитет, когда речь идет о защите прав инвесторов. Отдельно Генслер подчеркнул: платформы децентрализованных финансов не станут исключением.
В итоге уже с августа сразу несколько проектов в области DeFi столкнулись с повышенным вниманием SEC.
Выдержит ли такой натиск самый быстрорастущий сектор криптовалютного рынка?
Расследования и проверки
The Wall Street Journal 3 сентября написала, что SEC начала расследование в отношении компании Uniswap Lab, владельца крупнейшей децентрализованной биржи для обмена цифровыми токенами Uniswap. Цель расследования — изучить те части рынка цифровых активов, которые сопротивляются надзору, уточнила газета со ссылкой на источники.
После публикации данных цена токена Uniswap только за 3 сентября упала на 7%, до $28,9, к текущему моменту токен потерял уже четверть от цены на начало сентября, до $23,1 (по данным CoinMarketCap).
Биржу в ноябре 2018 года создал 27-летний бруклинец Хайден Адамс после того, как его уволили с позиции инженера в Siemens AG. В отличие от классических криптобирж Binance или Coinbase при покупке-продаже цифровые активы на ней не передаются посредникам — самой бирже или брокерам. Это Avito для криптотрейдеров — кто угодно может продать что угодно, объясняет независимый финтех-эксперт Павел Федоров. Такие площадки часто используют для запуска новых монет, потому что биржа просто никому не может отказать. Но ограничения здесь все же существуют, к примеру, для обмена долларов на цифровые валюты она не подходит.
Примерно за месяц до этого, 6 августа, SEC объявила, что впервые привлечет к ответственности проект из сферы децентрализованных финансов. Речь шла о Грегори Кифе и Дереке Акри из Флориды и их компании Blockchain Credit Partners, зарегистрированной на Каймановых островах. За год (с февраля 2020 года) они продали незарегистрированные ценные бумаги более чем на $30 млн с использованием смарт-контрактов на платформе DeFi Money Market, при этом ввели в заблуждение инвесторов, говорилось в релизе SEC. Они продавали незарегистрированные бумаги как токены mTokens, обещая доходность 6,25%, и токены DMG, c помощью которых инвесторы могли управлять протоколом, утверждая, что реинвестируют собранные средства в «реальные» активы.
Но выяснилось, что никаких инвестиций не было, доход выплачивался за счет личных средств Кифа и Акри и за счет Blockchain Credit Partners, и этого не хватило бы на выплаты инвесторам. DeFi Money Market закрылся еще в феврале, до того как SEC объявил результаты расследования, из-за «проблем с регуляторами». Сейчас Киф и Акри согласились вернуть инвесторам более $12 млн, а также заплатить штраф по $125 000 каждый.
Не исключено, что рынок ждут новые расследования. В конце августа аналитическая блокчейн-компания AnChain.AI заявила, что подписала соглашение с SEC и предоставит американскому регулятору технологию для анализа и отслеживания транзакций на рынке DeFi, сообщал американский Forbes. «SEC очень заинтересована в том, чтобы понять, что происходит в мире цифровых активов и смарт-контрактов», — признал тогда глава и сооснователь AnChain.AI Виктор Фанг.
Насколько справедливы претензии SEC
Разработчики протоколов для DeFi утверждают, что они только пишут программы для автоматизации транзакций, а в проектах вообще нет какого-то центрального контролирующего органа. Именно поэтому нет необходимости надзора со стороны SEC, писала WSJ. Но Генслер в интервью изданию в августе настаивал: проекты, в которых участники получают цифровые токены или другие ценные активы, могут попасть под регулирование вне зависимости от того, насколько децентрализованными они себя называют.
Сейчас SEC пытается работать с проектами в области DeFi как с обычными компаниями — получает информацию о конечных бенефициарах и структуре, то есть запрашивает стандартный набор данных об эмитенте, что не очень стыкуется с тем, что представляют собой DeFi, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. По его словам, регулятор использует стандартные методы взаимодействия с компаниями, выпускающими то, что теоретически можно признать ценной бумагой. Просто в США криптовалюты находятся в серой зоне, а компании-организаторы сделок с криптовалютой должны будут отчитываться о них налоговому управлению США не раньше 2024 года.
У децентрализованных бирж действительно обычно нет мер защиты от отмывания денег и системы подтверждения личности. Из-за этого они часто привлекают мошенников. Например, в сентябре прошлого года после кражи $281 млн с криптобиржи KuCoin воры использовали Uniswap для обмена украденных монет на Etherium. Также биржу используют финансовые пирамиды, например, рухнувшая «Финико» выпустила на Uniswap свой токен.
Тем не менее создатель Uniswap Адамс сказал в интервью The Wall Street Journal, что он «не фанат» хакеров или мошенников, а протокол Uniswap — это всего лишь нейтральный способ общения компьютеров друг с другом, как и интернет, в котором могут происходить как хорошие вещи, так и плохие.
Что случится с децентрализованными платформами
Горбунов предполагает, что сейчас SEC так сосредоточилась на платформах DeFi, поскольку хочет понять, можно ли с их помощью обойти налоговое законодательство США. С апреля 2019 года примерно по июнь 2020-го подавляющая часть веб-трафика по протоколам DeFi приходила из Северной Америки, согласно индексу принятия DeFi от исследовательской компании Chainalysis. А более 60% транзакций на таких платформах во II квартале 2021 года были больше $10 млн, их совершили крупные институциональные инвесторы, пишет Chainalysis. Их активность в секторе DeFi выше, чем в целом на криптовалютном рынке.
Рост объемов и капитализации криптоактивов все больше раздражает регуляторов, так что расследование SEC — только начало, дальше давление будет усиливаться, считает партнер HASH CIB Рустам Боташев.
Если платформам DeFi придется стать регулируемыми, для них это будет означать повышение затрат — как минимум на лицензии. Но стать централизованными, по мнению Боташева, не значит потерять клиентов и стать неинтересными для инвесторов: кто-то, наоборот, предпочитает торговать на регулируемых площадках.
Но проблема для регулятора в том, считает Боташев, что он пытается находить и контролировать тех, кто стоит за проектами. А если бы Uniswap создали анонимные разработчики, то куда бы SEC пришел со своими претензиями, задается он вопросом. Протокол Uniswap, к примеру, находится в открытом доступе, и технически любая анонимная команда разработчиков может запустить клон проекта, говорит Боташев.
Лидеры криптогонки: кто стал миллиардером благодаря росту биткоина
Что объединяет 26-летнего уроженца России, венчурного инвестора из Кремниевой долины и судившихся с Цукербергом близнецов? Все они годами продолжали держать свои криптовалютные активы, несмотря на скептицизм рынка и падение их стоимости, а теперь пожинают плоды. Forbes подсчитал, кто разбогател больше всех на недавнем росте биткоина
Кэмерон и Тайлер Уинклвосс
Оценочная стоимость криптовалютных активов: $1,4 млрд (у каждого)
Предприниматели изначально прославились тем, что наняли Марка Цукерберга для создания прототипа Facebook, а затем обвинили его в краже их идеи. Впоследствии Уинклвоссы стали одними из первых известных покупателей биткоинов и основали криптовалютную биржу Gemini, где сейчас проводятся сделки примерно на $300 млн ежедневно. К апрелю 2013 года братья-близнецы владели биткоинами на сумму около $11 млн. На тот момент цена биткоина составляла примерно $120. Если предположить, что они сохранили большую часть коинов и токенов эфира, сейчас каждый из них владеет криптоактивами стоимостью больше $1,4 млрд. Братья отказались дать комментарии.
Мэттью Росзак
Оценочная стоимость криптовалютных активов: $1,2 млрд
В конце 1990-х и начале 2000-х Росзак работал в сфере венчурных инвестиций и был предпринимателем. Свои первые биткоины он купил в 2012 году. Сейчас его основная деятельность — стартап Bloq, сооснователем которого он стал пять лет назад. Bloq предоставляет консультации по всем вопросам, от обработки платежей за «стейблкоины» (криптовалюта, привязанная к стоимости обычной валюты) до помощи банкам в безопасном хранении цифровых активов. Среди его клиентов — Citigroup и Discover.
Росзак долгое время был блокчейн-евангелистом и недавно стал одним из лидеров инициативы, предполагающей предоставление каждому американскому конгрессмену цифровых активов на $50. По оценке Forbes, его криптовалютный капитал за год вырос с примерно $300 млн до $1,2 млрд. «Это будут ревущие двадцатые биткоинов», — говорит инвестор.
Тим Дрейпер
Оценочная стоимость криптовалютных активов: $1,1 млрд
Будучи членом инвестиционной династии Дрейперов из Кремниевой долины, в 1985 году он стал партнером-основателем венчурной компании Draper Fisher Jurvetson, которая инвестировала в десятки стартапов — от Tesla до ныне не существующей компании Theranos. Дрейпер рассказывал, что в 2014 году купил 29 656 биткоинов, конфискованных маршалами США на закрытом черном рынке «Шелковый путь». Каждый биткоин обошелся инвестору в $632 — то есть в сумме он заплатил $18,7 млн. Сейчас эти активы стоят $1,1 млрд.
«Доллары — это валюта прошлого, — написал Дрейпер в электронном письме Forbes. — Биткоин — вот валюта будущего. Сейчас мы наблюдаем глобальный антропологический переход от долларов к биткоинам. Учитывая это, я продолжаю держать и покупать все больше активов». Дрейпер отклонил просьбу Forbes об интервью.
Майкл Сэйлор
Оценочная стоимость криптовалютных активов: $600 млн
Финансовый директор аналитической фирмы MicroStrategy ворвался на рынок биткоина в 2020 году, убедив коллег из MicroStrategy инвестировать больше $1,1 млрд в криптовалюты при средней цене около $15 964 (сейчас эти коины стоят $2,4 млрд). Причиной стало беспокойство Сэйлора возможным обесцениванием американской валюты из-за действий ФРС, напечатавшей триллионы долларов в коронакризис. С 11 августа, когда MicroStrategy объявила о первой покупке биткоинов, ее акции выросли в четыре раза. В октябре Сэйлор сообщил, что потратил около $175 млн личных средств на покупку 17 732 биткоинов. Сегодня они стоят $600 млн. Прибавьте это к его доле в MicroStrategy стоимостью $1,2 млрд, и мы получаем нового миллиардера.
«Американская мечта нуждается в надежной валюте», — говорит Сэйлор.
Майк Новограц
Оценочная стоимость криптовалютных активов: $478 млн
После серии неудачных инвестиций большая часть его состояния испарилась, однако титан хедж-фондов из Goldman Sachs и Fortress Group возродился, став гуру криптовалюты. Новограц основал и руководит компанией Galaxy Investment Partners, которая специализируется на инвестициях и разработках в сфере связанных с криптовалютой услуг. В 2013 году он лично инвестировал в биткоины $7 млн, а затем использовал эти активы как начальный капитал Galaxy. На основе информации, которую компания публиковала в сентябре 2020 года, Forbes может оценить криптоактивы Galaxy в $621 млн, что на 300% больше, чем было четыре месяца назад. Поскольку Новограцу принадлежит 77% компании, его долю можно оценить в $478 млн. Эта оценка не включает криптовалюту, которой Новограц может владеть лично и информацию о которой он отказался предоставить.
Виталик Бутерин
Оценочная стоимость криптовалютных активов: $360 млн
Создатель Ethereum, второй по популярности криптовалюты, капитализация которая сейчас оценивается в $123 млрд, тоже заметно разбогател. Бутерин известен скорее своим академическим и социальным интересом к криптовалюте, чем инвестициями. Однако это не значит, что у него нет материального интереса. Сейчас ему принадлежит больше 333 000 токенов эфира общей стоимостью около $360 млн. Год назад те же цифровые коины стоили всего $45 млн.